Как верно отметил в предисловии «К читателю» проф. Г.А.Знаменский «Сборник составлен частично из старых, редчайших архивных материалов, а также – из фрагментов ценных дореволюционных книг и дополнен личными материалами архимандрита Пантелеймона.»
Книге было дано достаточно удачное название Вечные Загробные Тайны. Оно отмечает, с одной стороны, недоступность как для отдельного человеческая существования, так и для совокупного коллективного разума и самосознания — недоступность того, что находится за пределами прекращения жизнедеятельности конкретного организма, с другой стороны, постоянные попытки человечества проникнуть («разодрать железную завесу») за эту грань, за которой нет уже жизни… Будучи самой жизнью, жизнь не может смириться почему-то с осознанием того прискорбного факта, что есть некие сферы, где жизни нет и не может быть. Вполне возможно, что есть нечто такое, что ни есть ни жизнью, ни смертью. Но если жизнь смирится с этим, то—скажу больше! — она перестанет быть тем, что она есть— то есть Жизнью.
Как ни странно, книга архим. Пантелеймона, увидевшая свет в 1968 году, сама того, видимо, не желая, стала провозвестником бурного бума вторений на аналогичную тематику, когда сознание мирового человечества было атаковано целым последовательным градом неких полунаучных книг, накрученных вокруг фактов «клинической смерти». С конца 60-х годов на Диком Западе одна за одной неожиданно стали выходить книги о медицинском феномене так называемой «клинической смерти». У непредубеждённого наблюдателя не могло не возникнуть впечатления, что одни и тем же делом—сбором и записью впечатлений и воспоминаний людей, «возвращённых к жизни», занималось независимо друг от друга достаточно большое количество людей, в основном медиков…
Итак, вот краткая опись:
1969— «О смерти и умирании» Элизабет Кюблер-Росс,
1973— «Голоса на краю вечности» Дж. Мейере
1976— «В час смерти» Оснс и Харальдсон
«Жизнь после жизни» Р.Моуди
1977— «Мои впечатления о вечности» Бетти Мальц
«Путешествие по ту сторону» Д. Р. Уиклер
«Смерть не существует» Элизабет Кюблер-Росс
1978— «За дверью смерти» М. Ровслипг
1980— «Жизнь после жизни» Тим Ле Хэй
«Двадцать случаев, заставляющих думать о перевоплощении» И. Стивенсон
1982— «Душа после смерти» иеромонаха Серафима (Роуз)
«Сияющие города и адские муки» Станислав и Кристина Гроф
«Призывы смерти» Майкла Сабом
1983— «Размышление о смерти после смерти» Р.Моуди
1991— «Трагедия ожидания» Кеннет Ринг
«Переход» Петра Калиновского
Новые книги на данную тематику издаются и в дальнейшем, но они не обладают новизной содержания, а только лишь новизной года издания и по существу представляют собой перепевы уже изданного.
Таким образом, за неполные 20 лет вниманию читателя были предложены сотни, а то и тысячи рассказов и «свидетельств».
Наибольший читательский успех выпал на долю книги Р.Моуди. Она переведена на все основные языки человечества и совершила поистине триумфальное шествие по планете Земля. Продолжение бразильского, а точнее американского сериала под названием «Размышление о смерти после смерти» того же автора уже не имело и части того успеха, который достался на долю первой книги. Ниша оказалась узкой и совершенно однообразной, и читатель вполне естественно быстро пресытился…
На этом достаточно противоречивом фоне книга архим. Пантелеймона выглядит вполне достойно. Во всяком случаее достойный ответ нарождающейся в то время волне. Прямой религиозный взгляд, выраженный в книге, зиждется на более чем двухтысячелетнем фундаменте, поэтому он лишён слишком большой эклектики; он последователен и целеустремлён. С точки зрения любой мало-мальской религии (даже если это религия африканского племени мумбу-юмбу!) открытие посмертного существования человеческой души—так себе «открытие».
Ценность труда ахим. Пантелеймона в его конкретности, в опоре на мировоззрение как рядового клирика, так и рядового мирянинина. По сути дела, это такая мини-энциклопедия православного фольклора, материал которой благодаря своей образности и конкретности и воспринимается лучше, чем проповеди и поучения, и в гораздо большей степени способствует размышлениям и спорам, а это значит и в продвижении по бесконечному пути к истинной вере.
И ещё. Всплеск читательского интереса, произошедший в середине прошлого века, был достаточно активно использован иеромонахом Серафимом для создания его труда «Душа после смерти». В этой книге автор проанализировал поднятый на поверхность волной материал с точки зрения православного вероучения. Данная книга также размещена на нашем сайте.
Данное издание книги «Вечные Загробные Тайны» в формате fb2 дополнено биографическими справками об архим. Пантелеймоне и профессоре Г.А.Знаменском.
Кстати, о последнем. Знаменский написал всего лишь предисловие к Вечным Загробным Тайнам, и на большее не претендовал. Но в начале ХХ1 века наш пиратский самиздат сыграл с ним странную шутку: его сделали— автором книги, которую он не составлял. В принципе это был скорее «хитрый» маркетинговый ход. Поскольку аудитория у книг нравственно-религиозного содержания в 90-х и нулевых была невелика, то с целью привлечения «просвещённого» читателя деловары выставили автором «прохвесора», и именно в таком виде – под именем и якобы авторством Г.А.Знаменского — книга сейчас в основном и распространяется в интернете.
« Вечные Загробные Тайны» — Свидетельства о умерших, о бессмертии души и о загробной жизни. — Вы можете скачать книгу, нажав на кнопку